Многие подростки объясняют, что идут на митинги из любопытства. И в этих случаях родителям и законным представителям несовершеннолетних следует помнить об административной ответственности, предусмотренной статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей». Совершение несовершеннолетними противоправных действий может повлечь привлечение их родителей к установленной законом ответственности.
Комиссия по делам несовершеннолетних считает, что необходимо определить дополнительные меры, повышающие роль и ответственность родителей в воспитании детей. Мы направили в Комиссию по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь предложение об инициировании внесения изменений в статью 17.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение». Предлагается дополнить экспозицию статьи указанием «вовлечение несовершеннолетнего в собрания, митинги, шествия, демонстрации и иные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, проводимые в нарушение законодательства Республики Беларусь, а равно использование несовершеннолетнего в указанных формах выражения общественных, групповых или личных интересов и протестов влечет штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин».
«Для ребенка это психологическая травма»
Участие в массовых незаконных акциях, со спонтанными криками, шумом, скоплением людей, среди которых немало пьяных и возбужденных – для ребенка огромный стресс. Об этом предупреждают психологи. И многим горе-родителям, кто таскал с собой испуганных и уставших малышей, еще предстоит лечить травмированную детскую психику. Такие детские страхи могут аукнуться и в ближайшем будущем, и спустя время, уже во взрослом возрасте.
Для подростков же ночные эскапады в толпе вдвойне опасны – все мы видели на многочисленных кадрах, сколько в этой «мутной воде» шаталось таких же мутных личностей с криминальным прошлым или просто с дурными намерениями.
– Однако зачастую родители не осознают степень риска нахождения в толпе и последствия участия несовершеннолетних в массовых мероприятиях, – считает Елена Бочко, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Гродненский областной социально-педагогический центр». – К тому же не все знают, что несовершеннолетние в силу возраста не готовы оценить степень опасности в таких ситуациях.
Психика несовершеннолетнего – очень хрупкая система, объясняет специалист. Психологический шок может наступить не только от действий, направленных в отношении него, но и от событий, происходящих рядом. Причем негативные последствия могут проявиться как сразу, так и спустя годы.
Несовершеннолетний еще не имеет механизмов психологической защиты, не знает, как реагировать на происходящую ситуацию, поэтому дети и подростки особенно остро реагируют на такие события. Опыт участия в подобных мероприятиях оставляет след на всю жизнь и влияет на развитие личности в целом.
Показателями необходимости оказания профессиональной психологической помощи могут быть следующие особенности поведения детей: ребенок становится замкнутым, вздрагивает при громких звуках, видит будущее в мрачном свете, у него нарушается сон, случаются приступы гнева.
Особенно остро на происходящие события могут реагировать подростки. В силу возраста они легко «заражаются» эмоциями других людей, что снижает критичность восприятия информации и происходящих вокруг них событий.
Подростки, пережившие психологическую травму, как правило, чувствуют тревогу, перепады настроения, им снятся кошмары, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Нарушаются взаимоотношения с близкими людьми, сверстниками, появляются жалобы на «душевную боль», непонимание со стороны окружающих. Зачастую дети перестают доверять взрослым, в том числе близким людям.
Чтобы помочь ребенку и вернуть ему душевное равновесие, нужно разговаривать с ним на важные для него темы, объяснять непонятное, отвечать на вопросы. Нужно чаще проводить время вместе, что-то вкусное сообща приготовить, поиграть в настольные игры, помечтать о чем-нибудь приятном.
От просмотров агрессивного видеоконтента ребенка нужно оградить.
Важно также дать возможность ребенку отреагировать на стресс – он может плакать, проявлять агрессию, уходить в себя. После чего поговорить, обсудить произошедшее. Важно завершить разговор словами о текущем моменте и о том, что сейчас ребенок находится в полной безопасности.
Чаще просите детей любого возраста о помощи, особенно подростков. Чем больше они проявляют свою силу и ответственность в полезных делах, тем легче им справиться с проблемами.
Но это уже работа «над ошибками», ликвидация негативных последствий необдуманных поступков.
Главное же для детей – оградить их психику от таких испытаний, исключить их пребывание, с родителями или без них, в опасных ситуациях. Это и есть настоящая забота о детях.