– 14 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Прежде в стране не было единогодокумента, регулирующего эти вопросы. Отдельные положения были закреплены в разрозненных нормативных актах и, как показали последние события, не позволяли своевременно и в полном объеме реагировать на возникающие для национальной безопасности угрозы.
Теперь параллельно с принятием соответствующих законов внесены поправки в уголовное законодательство. Так, введена самостоятельная норма об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма. Криминализированы пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики и атрибутики. Граждане, которые будут неоднократно замечены в совершении подобных деяний, будут подлежать уголовной ответственности, как и участники экстремистских формирований. Кроме того, появились новые статьи, устанавливающие ответственность за содействие экстремистской деятельности, за прохождение обучения или подготовки для участия в такой деятельности, за неисполнение решения о признании организации экстремистской.
С принятием закона «О недопущении реабилитации нацизма» и внесением соответствующих изменений в другие законодательные акты в Беларуси создан простой и полный комплекс мер по противодействию попыткам реабилитации нацизма.
Первое, что следует изучить, руководствуясь новым законодательством, – понятийный аппарат. Важно четко разобраться в понятиях нацизма, нацисткой символики и атрибутики, нацистских преступников и пособников, реабилитации нацизма, оправдания идеологии и практики нацизма, героизации нацизма.
К примеру, к нацистской символике и атрибутике сейчас будут относить флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими преступными структурами.
Что касается субъектов противодействия нацизму, функцией органов госуправления (это исполнительные комитеты, учреждения культуры и образования, СМИ, юстиция, уполномоченные по правам религий и национальностей) должны стать гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма. Кроме того, важно проводить профилактическуюработу: формировать в обществе атмосферу нетерпимости к данному явлению, созданию и распространению, в том числе через интернет, соответствующей продукции, оказывать противодействие реабилитации нацизма при увековечивании памяти погибших в ВОВ.
Координация этой деятельности возложена на органы внутренних дел, в целом за соблюдением законодательства – на прокуратуру.
Закон о противодействии экстремизму по механизму действия схож с Законом о недопущении реабилитации нацизма. Говоря о новшествах, стоит сказать, что расширилось понятие экстремизма. Если раньше этот термин подразумевал противоправную деятельность отдельных граждан, политических партий, общественных и религиозных объединений, то сейчас – еще и иностранных и международных организаций, ИП.
Также расширился перечень объектов посягательств:в него включены независимость, территориальная целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественная безопасность.Увеличился перечень экстремистских действий. Сейчас к ним будут относиться распространение заведомо ложных,дискредитирующих страну сведений о политическом, экономическом, социальном, военном и международном положении дел. Оскорбление представителя власти в связи с выполнением им своих обязанностей, дискредитация органов власти и управления, публичные призывы к организации илипроведению незаконных массовых мероприятий, вовлечение в такие мероприятия людей путем угроз, обмана, насилия, за плату – все эти действия тоже признают экстремистскими.
Остальная структура Закона и механизм его исполнения аналогичен Закону о недопущении реабилитации нацизма. Тот же набор субъектов противодействия, такое же распределение функций между правоохранительными органами и органами госуправления, аналогичные меры противодействия. Координация деятельности возложена на милицию, надзор – на прокуратуру.
Необходимо отметить, что принятие новых законов – это «иммунный» ответ государства на те события, которые происходили в последнее время. К сожалению, не ко всему мы были готовы. Однако теперь, уверен, сможем качественно и оперативно противостоять угрозам, направленным на разрушение национальной безопасности Беларуси.