Выдача уникального идентификатора
В целях обеспечения доступа гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, которым выдан документ, удостоверяющий личность (далее - гражданин) к единому порталу электронных услуг (далее – единый портал https://www.portal.gov.by), для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме гражданину необходимо получить уникальный идентификатор.
Что такое уникальный идентификатор и зачем он нужен
Административное решение через единый портал электронных услуг (portal.gov.by) – это уже реальность. Однако перечень процедур, которые можно заказать через интернет, ограничен. Причем в большинстве случаев потребуется уникальный идентификатор – один из способов получить доступ к личному электронному кабинету.
Конкретный способ доступа через единый портал зависит от сложности и значимости процедуры. Для наиболее сложных и важных может потребоваться электронная цифровая.
Обратите внимание!
Уникальный идентификатор или электронная цифровая подпись не нужны для самых простых административных процедур. Например, для регистрации временно приехавшего в Беларусь иностранца.
Заявление в подобных случаях можно будет подать, просто зарегистрировавшись на едином портале через электронную почту. Для этого достаточно заполнить на portal.gov.by регистрационную форму в разделе "Регистрация". На электронной почту придет сообщение, с помощью которого пользователь активирует личный кабинет.
Уникальный идентификатор состоит из логина и пароля. Логин представляет собой последовательность символов, идентичную идентификационному номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Временный пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на номер телефона, указанный им в заявлении. Гражданин самостоятельно изменяет временный пароль. После изменения временного пароля гражданин может формировать статический пароль неограниченное количество раз.
Изменение временного пароля и формирование статического пароля осуществляются гражданином при первом входе в личный электронный кабинет.
В случае утраты статического пароля гражданин может самостоятельно сформировать новый статический пароль при входе в личный электронный кабинет в порядке, определяемом оператором ОАИС.
В случае изменения номера телефона, указанного в заявлении, гражданин выполняет одно из следующих действий:
самостоятельно изменяет номер телефона, указанный в заявлении, а также статический пароль посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета;
обращается в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Гражданин может отказаться от использования уникального идентификатора одним из следующих способов:
самостоятельно заблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета;
обратиться в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Отказ гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение возможности осуществления через личный электронный кабинет административных процедур в электронной форме и получения электронных услуг с использованием уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу электронных услуг.
Для восстановления доступа к личному электронному кабинету с использованием уникального идентификатора после его блокировки (разблокировка уникального идентификатора) гражданин может:
самостоятельно разблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета;
обратиться в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Обратите внимание!
Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении граждан, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2024 г. № 322 «Об административных процедурах, осуществляемых в электронной форме».
Обратите внимание!
Уникальный идентификатор – способ не только подать заявление на административную процедуру. Имея его, можно обжаловать принятое по заявлению решение.
Как получить уникальный идентификатор
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного кабинета осуществляет служба выдачи уникального идентификатора – служба "одно окно", созданная в соответствии с законодательством об административных процедурах, и иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на выдачу уникального идентификатора.
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного кабинета осуществляет служба выдачи по письменному заявлению о выдаче (блокировке, разблокировке, изменении номера телефона) уникального идентификатора по форме.
Для подтверждения личности гражданин предъявляет в службу выдачи документ, удостоверяющий личность.
В процессе назначения уникального идентификатора для личного электронного кабинета работник службы выдачи убеждается, что:
владельцем документа, удостоверяющего личность, является гражданин (путем визуального сличения внешности владельца с фотоизображением (цифровым фотопортретом) в документе, удостоверяющем личность);
сведения, указанные в заявлении, корректны и подлинны (путем сверки их в автоматизированном режиме посредством ОАИС со сведениями, запрашиваемыми из государственных информационных ресурсов (систем), владельцем которых является Министерство внутренних дел);
гражданин использует абонентский номер оператора сотовой подвижной электросвязи Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - номер телефона) (путем направления гражданину на номер телефона СМС-сообщения, содержащего код проверки).
Авторизация
Чтобы войти в личный кабинет, потребуется ввести полученный логин и пароль. Для этого – нажать кнопу «Вход» и выбрать раздел «Вход по уникальному идентификатору».
Заполнение электронного заявления
В личном кабинете отобразится перечень административных процедур, которые с помощью уникального идентификатора можно заказать через единый портал.
Оплата (если процедура платная)
Способ оплаты процедуры – любой удобный, например через ЕРИП.
Получение решения
Электронное заявление рассмотрят в том же порядке, что и на бумажном носителе. Решение (или извещение о нем) отразится в личном кабинете пользователя в течение семи рабочих дней.
Обратите внимание!
Административное решение (его копию, выписку) можно также получить непосредственно в уполномоченном органе.