Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года – через два десятилетия после исторической речи президента США Джона Ф.Кеннеди, в которой он провозгласил четыре основных права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
9 января 2002 г. был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» любой потребитель имеет право на:
· просвещение в области защиты прав потребителей;
· информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
· безопасность товаров (работ, услуг);
· свободный выбор товаров (работ, услуг);
· надлежащее качество товаров (работ, услуг);
· возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
· государственную защиту своих прав;
· общественную защиту своих прав;
· обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
· создание общественных объединений потребителей.
2023 год на территории государств-членов Евразийского экономического союза посвящен теме «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Под таким девизом страны Союза будут проводить совместную работу по защите прав потребителей в текущем году.
Ключевой проблемой, которая оказывает негативное влияние на потребительский спрос и подрывает экономическое развитие, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей.
Данная тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителями и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов в сфере защиты прав потребителей. Это позволит расширить действующие и внедрить новые механизмы поддержки и развития добропорядочных взаимоотношений между участниками потребительского рынка Союза.
15 марта 2023 г. с имеющимися вопросами по защите прав потребителей в области торговли, общественного питания и бытовых услуг можно обратиться в отдел торговли и услуг управления экономики, торговли и услуг Волковысского районного исполнительного комитета по телефонам 5-13-43, 5-13-52, 5-13-46.
Информация о работе Волковысского районного исполнительного комитета в сфере защиты прав потребителей в 2022 году
В 2022 году отделом торговли и услуг управления экономики, торговли и услуг Волковысского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) рассмотрено 45 обращение в сфере защиты прав потребителей.
Часто потребители обращаются по фактам покупок товаров ненадлежащего качества (сотовых телефонов, бытовой техники, обуви и прочие) как в торговых объектах, так и через интернет-магазины, кроме того имеют место нарушения при оказании услуг (установка окон, дверей, памятников и другое).
Среди проблемных вопросов следует отметить низкий уровень знаний потребителями своих прав, формальное отношение при заключении договоров, что обосновывает необходимость осуществления комплекса консультативных, правозащитных, информационно - просветительных и предупредительных мероприятий.
Для обеспечения полноты сведений, восполнения пробелов в информировании населения, на сайте Волковысского райисполкома своевременно размещается необходимая и достоверная информация об изменении действующего законодательства в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению. Информацию можно получить по ссылке https://volkovysk.grodno-region.by/ru/zashita_prav-ru.
Начальником отдела торговли и услуг управления экономики, торговли и услуг Волковысского райисполкома по утвержденному графику проводится личный прием граждан: среда с 8.00 до 13.00.