Главная / Новости / Новости района
04.03.2021

В средней школе № 3 прошел круглый стол на тему «Профилактика вредных привычек»

В конце февраля в средней школе № 3 прошел круглый стол на тему «Профилактика вредных привычек», организованный отделом общественного здоровья Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии. На его заседание собрались те, кому не безразлично будущее страны, будущее наших детей.

Участниками данного мероприятия были врач валеолог и психолог ЦГЭ Татьяна Ильинова и Светлана Лазаренко, врач психиатр-нарколог и врач психиатр детской поликлиники Наталья Савчик и Ольга Апанович, первый секретарь Волковысского РК ОО БРСМ Наталья Климчук, старший участковый инспектор ИДН Волковысского РОВД Ольга Барейша, а также педагог-психолог и социальный педагог учебного заведения Марина Ярошевич и Светлана Ящук.

Татьяна Ильинова, врач-валеолог:

— Как все мы знаем, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. На 50 процентов оно зависит от образа жизни, по 20 процентов его определяет наследственность и окружающая среда и только 10 — уровень здравоохранения.

Формирование здорового образа жизни населения — одно из приоритетных направлений государственной политики. Во всех развитых странах мира, в Республике Беларусь в том числе, во главу угла ставится сохранение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности от так называемых болезней цивилизации.

В основу всех профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов риска, должен быть положен принцип межведомственного сотрудничества. Главная задача старшего поколения при этом — мотивировать молодых беречь и укреплять свое здоровье. Важным звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек, которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность.

Наталья Савчик, врач психиатр-нарколог:

— Вредные привычки есть у каждого человека. Одни из них относительно безопасны для здоровья и жизни, а другие — прямой путь жить неполноценно и не очень долго. К критично опасным относится употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических и психотропных веществ.

Алкоголь входит в группу нейродепрессантов — веществ, из-за которых уменьшается поступление кислорода в головной мозг, и, как следствие, снижается активность мозга, а в тяжелых случаях развивается алкогольное слабоумие. Деятельность практически всех систем организма нарушается.

Курение может показаться более безобидной привычкой, чем употребление алкоголя. На самом же деле это одна из форм токсикомании, вызывающая хроническое отравление организма, психическую и физическую зависимость. Переход на электронные сигареты, в которых многие ищут спасение, нисколько не снимает проблемы, а только усугубляет их.

Самой же беспощадной и страшной болезнью по своему воздействию на человека является употребление наркотиков. Все они наносят особо опасный вред нервной и иммунной системе, печени, сердцу, легким. При внутривенном введении препаратов крайне высок риск заболевания ­СПИДом, гепатитом В и С. А еще наркотические вещества негативно сказываются на следующих поколениях родителей-наркоманов.

Удовольствие — одна из главных причин пристрастия к наркотикам. В числе причин часто называют также любопытство, уход от физического стресса. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается жизнь. А вообще на появление вредных привычек влияют многие факторы: личность человека, его темперамент, социальное окружение, психологическая атмосфера, в которой он находится.

Поэтому следует чутко выбирать окружение ваших детей, быть для подростка не только родителем, но и другом, к которому можно обратиться с любой проблемой и получить помощь, а не критику и осуждение.

Ольга Апанович, детский психиатр:

— Наравне с алкоголизмом, табакокурением и наркоманией в наше время в один ряд вредных привычек ставят игровую зависимость от компьютерных игр. Этот недуг развивается постепенно, и, если вовремя не вмешаться, переходит в тяжелую форму. Механизм игромании прост — он заставляет мозг выделять гормон удовольствия (эндорфин), действующий аналогично наркотикам. Человек может испытывать душевные и физические муки при желании поиграть. В таком случае уже требуется специальное лечение.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены дети, страдающие от дефицита внимания, дети-холерики и дети-меланхолики, дети из проблемных семей, дети, страдающие комплексами.

Помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости можно, если вовремя обратить на это внимание. В подростковом возрасте продолжается развитие личностных структур, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер. Но этот период характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, гормональной перестройкой организма. Бурные эмоциональные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием. Повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Поэтому при лечении зависимости от игр недопустимы радикальные меры. Все действия должны быть мягкими и осторожными, дабы не спровоцировать чувство агрессии и не отдалить от себя подростка еще больше.

Существует вероятность того, что игроман замкнется в себе и тогда ситуация ухудшится. До него сложно будет достучаться, и даже психологическая помощь может не оказать положительного влияния. Родственникам и близким людям также необходима психотерапия. Она поможет пережить стресс и наладить отношения с подростком. Семейная терапия в таких случаях оказывается очень результативной и поможет игроку избавиться от проблемы, а родственникам лучше понять его и наладить контакт.

Светлана Лазаренко, психолог:

— Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности играют немалую роль в приобщении подростков к вредным привычкам. Не в состоянии удовлетворить свои высокие запросы, они тем не менее вступают в конфликт с теми, от кого находятся в определенной зависимости. «Вредности» становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей. Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели позволяют жить, не задумываясь о последствиях своего нездорового поведения. Легко подпадают под дурное влияние те, кто испытывает трудности в общении, находится постоянно в состоянии неудовлетворенности, несчастья, скуки.

Даже зная о пагубном влиянии вредных веществ на организм, многие подростки хотят сами испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-­либо причины, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек. Беда в том, что уйти от проблем они не помогают никому и никогда. А вот опасность представляют огромную. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев!

Поэтому так важно для родителей именно в этот период воспитать в детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других. Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников. И говорить, говорить и говорить о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и неизбежной расплате за это.

Марина Ярошевич, педагог-психолог:

— Мы сегодня говорим о том, как уберечь детей от негативного влияния социального пространства, что может сделать школа и, в частности, мы, специалисты социально-педагогической и психологической службы.

Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий. Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждение и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.

А значит, большую роль здесь играет социальное окружение ребенка, с которым тоже предстоит вести работу. Социально-психологическая поддержка детей и подростков направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных и т.д.

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого ­человека. Если вами владеют гнев, растерянность, злость, успокойтесь и приведите себя в равновесие. Вспомните о достоинствах ребенка. Помочь ему можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Наша задача — научить ребенка самому держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание. Важен индивидуальный подход и разумный компромисс. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Необходимо потратить немало времени и сил на установление с ним доверительного контакта. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это главная потребность детей.

В школе ежегодно организуются тематические недели профилактики противоправного поведения, зависимостей и вредных привычек, насилия, здорового образа жизни, психологического здоровья. Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Поэтому задача взрослых — стремиться к тому, чтобы дети развивались, приобретали полезные знания и умения. И, конечно, дарить им свою родительскую любовь и заботу.

Ольга Барейша, старший участковый инспектор:

— Вредные привычки наносят вред не только физическому здоровью, они зачастую лишают будущего молодых людей.

Уверена, что каждый из вас не раз слышал слова «незаконный оборот наркотиков» и «торговля людьми». Однако смею предположить, что почти никто не догадывается о реальных масштабах этих глобальных проблем современности. А толкают многих к этому «безобидные» детские увлечения. И помнить об этом стоит всем.

Татьяна Ильинова:

— Хочу завершить наш круглый стол притчей. Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь и его. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду, и постараюсь это предотвратить».

К решению проблемы «тонущих» детей существует два подхода. Первая задача родителей и педагогов — «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой. Вторая: не надо воспитывать детей, дети вырастут похожими на нас, поэтому воспитывайте их своим примером. И тогда не нужно будет спасать их из реки дурных привычек.

По материалам сайта районной газеты "Наш час".