05.02.2020
Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2019 году
1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
1.1 Излишне начислены обязательные страховые
взносы :
на суммы пособий, выплачиваемых из
средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по
государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному
пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда
социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);
на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня) ;
на суммы выходного пособия в связи с
призывом на срочную военную службу (нарушен
пункт 2 Перечня);
на суммы средств работодателя, направленные на
приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения
Республики Беларусь детям работников (нарушен
пункт 4 Перечня) ;
на сумму материальной помощи в связи со
вступлением в брак, рождением ребенка; материальной помощи, оказываемой
работникам в соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на
оздоровление при предоставлении трудового отпуска статья 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня);
на суммы выплат в пользу работника,
являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона
Республики Беларусь 29.02.1996 № 138- XIII «Об обязательных
страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной
защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138- XIII )).
Суммы обязательных
страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет Фонда, подлежат
зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при
отсутствии задолженности – в счет предстоящей
уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, в соответствии с
пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на
профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет
государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики
Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате взносов) .
1.2 Не начислены обязательные страховые взносы:
на суммы премий к профессиональному
празднику;
на сумму денежной помощи молодому
специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48
Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
на материальную помощь к юбилею;
на сумму выплат в пользу женщин,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;
на материальную помощь по заявлению в
связи с тяжелым материальным положением;
на стоимость санаторных путевок,
приобретенных для своих работников;
на суммы материальной помощи для
возмещения частичной стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь детям
сотрудников;
на суммы вознаграждения своим работникам
за участие в работе наблюдательного совета;
на суммы доплат за работу в особых
условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь № 441
от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и
пенсионного обеспечения»;
на суммы среднедневного заработка,
выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации
(нарушена статья 2 Закона № 138- XIII );
на суммы выплат в пользу работника, являющегося
инвалидом III группы, не начислены взносы в
размере 28% на пенсионное страхование (нарушены статьи 3,4 Закона № 138- XIII ).
На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день
уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального
банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на
профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в установленный
срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное
пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной
защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в
соответствии со статьей 11.54 Кодекса Республики
Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП).
Плательщики обязаны представить форму
ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы
выплат и обязательных страховых взносов.
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов
на профессиональное пенсионное страхование.
2.1 Излишне начислены взносы на
профессиональное пенсионное страхование:
на сумму выплат, начисленных в пользу
работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период
нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых
условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной
ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7
Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном
пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З));
Излишне перечисленные в бюджет Фонда
суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет
погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии возвращаются плательщику в течение 10 рабочих
дней после подачи им заявления ( часть 2 пункта
24 Положения об уплате взносов ).
2.2 Не начислены взносы на
профессиональное пенсионное страхование:
на суммы премий к профессиональному
празднику;
на суммы выплат за дни трудового
отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях труда;
на суммы компенсаций расходов на
приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;
на суммы выплат работникам, работающим
во вредных условиях труда на полную ставку, получаемую при условии занятости по
основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).
На основании пунктов 15, 16
Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая
день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты
обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное
страхование и иных платежей в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату в
установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на
профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного
фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная
ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить
индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме
ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип
формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий
период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда,
суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и
(или) взносов на профессиональное
пенсионное страхование.
3.1 Неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов
на профессиональное пенсионное страхование .
Сроки уплаты и суммы обязательных
страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены
главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на
профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения
об уплате взносов.
За неуплату или неполную уплату в
установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на
профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного
фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная
ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
3.2 Неполная уплата в установленный срок
обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное
страхование.
Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать
страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование
установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов.
За неуплату или неполную уплату в
установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на
профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного
фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная
ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий
по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения,
исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности наиболее часто
встречаются нарушения пунктов 2, 9.5, 10, 16, 18.5, 22, 23, 24 Положения о порядке
обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и
родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
28.06.2013 № 569 (далее – Положение
по ВН № 569):
в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 за счет средств государственного
социального страхования оплачено пособие в связи с производственной травмой;
в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной
нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 оплачен день установления
инвалидности;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось
за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а
следовало в размере 80%;
в нарушение пункта 18.5 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за
больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80%, а следовало 100%
среднедневного заработка;
в нарушение пункта
22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода
исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального
отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды;
для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные;
в нарушение пункта 23
Положения по ВН № 569 при расчете
пособия по беременности и родам из тарифной ставки применялся среднедневной
размер, рассчитанный на начало нетрудоспособности, следовало для каждого месяца
отдельно;
в нарушение пункта
24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам
включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь),
включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной
нетрудоспособности;
в случае,
когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце
включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени;
в случае,
когда работнику установлен сокращенный рабочий день (уменьшена норма
отработанных часов), при расчете больничного листка премию уменьшали
пропорционально отработанным часам, следовало оставлять в начисленном размере;
в случае
отработки работником часов сверх установленной нормы, премию увеличивали
пропорционально;
кроме того, в заработок не включались выплаты,
надбавки и доплаты, которые следовало включать (премия, индексация, надбавка за
стаж), неверно учитывали сумму начисленной индексации; также исключали
полностью заработок за месяц, в котором была временная нетрудоспособность либо
трудовой отпуск.
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий
по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке
нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую
начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка
Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить
форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные
размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне
выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не
удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них
в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые
взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы
«исходная»).
5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий
семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения,
исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие
нарушения требований Закона Республики
Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим
детей» (далее – Закон № 7- З»),
Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям,
воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее –
Положение № 569) :
в нарушение статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в
государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока
беременности, назначалось в размере, установленном не на дату рождения ребенка,
а на дату его выплаты;
в нарушение статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с
рождением ребенка выплачивалось в размере, установленном не на дату рождения, а
на дату его выплаты; при назначении пособия не
учитывался ребенок, рожденный ранее;
в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу
за первым ребенком в возрасте до 3 лет (часть
2) ; пособие не назначалось и не выплачивалось за день исполнения ребенку 3
лет (часть 9); при назначении пособия
не учитывали то, что мама работала по договору подряда либо являлась
индивидуальным предпринимателем (часть 3); пособие назначили без справки с места жительства и о составе семьи как на
второго ребенка, фактически ребенок в семье один (часть 7) ; при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт
исполнения 18 лет старшему ребенку (часть
7);
в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие на ребенка от 3 до 18 лет при
условии воспитания в семье ребенка в возрасте до 3 лет назначали и выплачивали
на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (часть 2 пункт 3);
в нарушение статьи 21 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3 лет
назначили не со дня оформления отпуска по уходу за ребенком, а с 1-го числа
этого месяца (часть 4); пособие по
уходу за ребенком-инвалидом, выплачиваемое в органах по труду, занятости и
социальной защите по месту получения пенсии на ребенка-инвалида в возрасте до
18 лет назначено и выплачено по месту работы матери за счет средств
государственного социального страхования (часть
7);
в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет
назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления
отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (часть
3.5); пособие на ребенка старше 3 лет в период воспитания ребенка в
возрасте до 3 лет назначалось не со дня рождения ребенка, а со дня, следующего
за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком
нетрудоспособности по беременности и родам.
Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий
семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к
зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента
республики Беларусь от 16.01.2019 № 40, а также занижению размера пособия,
которое подлежит доначислению.
В соответствии с п.п. 15, 16 Положения
об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании
средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере
1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь,
действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на
профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
6.
Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пункта 16 «Положения о порядке направления
населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденном Указом
Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном
лечении и оздоровлении населения» сумма частичной платы за путевку
своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
На основании пунктов 15, 16
Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая
день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты
обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное
страхование и иных платежей.
7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на
погребение.
В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от
12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение за
счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения
пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.
Недоплата пособия, которая возникла в
ходе проверки, подлежит доплате получателю пособия.
8.
Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.
8.1. По представлению формы ПУ-2 «Сведения
о приеме и увольнении».
В ходе
проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
несоответствие
сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям,
указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы (н арушен пункт 10 Инструкции о
порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной
постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики
Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения
форм ДПУ);
непредставление и
(или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного
социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные
сведения».
В ходе проведения документальных проверок
плательщиков установлены следующие нарушения:
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные
сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не
отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы
отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления,
а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен
пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;
заполнение
одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим
работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде
(год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют
фактическим (н арушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм
ДПУ);
непредставление
или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием
вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в
возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим
какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали
период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (н арушен пункт 19 Инструкции о
порядке заполнения форм ДПУ);
непредставление и (или) представление с нарушением
установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (н арушен пункт 16 Правил).
8.3 .
По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное
пенсионное страхование».
В ходе
проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие
нарушения:
отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные
сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не
начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления,
а не в месяцах, за которые они начислены (н арушен пункт 28 Инструкции о порядке
заполнения форм ДПУ);
некорректное отражение в разделе 2 формы
ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование»
периодов занятости в особых условиях труда (нарушен
пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
9.
Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты
населения
При проверке правильности предоставления
отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены
следующие нарушения:
неверно отражались суммы начисленных
обязательных страховых взносов, произведенных за счет бюджета фонда расходов и
количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены
соответствующие пособия ( нарушены пункты 9, 16, 23 Указаний по заполнению формы ведомственной
отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда
социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152).
За непредставление должностным или иным
уполномоченным лицом, или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки
документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в
соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких
документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо
недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в
соответствии со статьей 23.16 КоАП.
800x600
Normal
0
false
false
false
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman",serif;}